Перспективная карта метроПроекты на карте

История метростроения в Санкт‐Петербурге

Строительство метрополитена обсуждалось ещё в конце XIX века в Российской Империи, но вопрос о строительстве поставили на паузу до 1938 года. Первую очередь метро хотели открыть в 1942 году.

«Метрострой Северной Столицы» продолжает традиции ленинградского, а затем и петербургского метростроения. Компания является центром развития отрасли и сегодня ставит перед собой цель обогатить ее за счет внедрения новых технологий и автоматизации процессов.

Историю метростроения Петербурга разделяют на начальный, послевоенный, современный и текущий период. 

1940-е годы

21 января 1941 г. было образовано Строительство № 5 НКПС. Первым главой ленинградского метростроения стал Герой Социалистического Труда Иван Зубков, который прошел путь от начальника смены до руководителя шахты в московском метро. Под его руководством в январе 1941‐го стартовала прокладка первой линии ленинградского метро от станции «Автово». Работали без схем, по временным чертежам, в стремительном темпе. За несколько месяцев метростроевцы прошли около 700 метров тоннелей, а к июню 1941 года заложили 34 шахтных ствола, начали проходку 11 штолен.

Приказ о строительстве Метрополитена в Ленинграде
Приказ о строительстве Метрополитена в Ленинграде

Но скоро силы будущего «Ленметростроя» перебросили на сооружение танковых переправ, железнодорожных путей и оборонительных укреплений на подступах к Ленинграду. Заложенные к тому времени шахтные стволы пришлось законсервировать.

В период Великой Отечественной войны метростроители возводили мосты и переправы, укрепляли пулеметные точки и укладывали в заболоченных грунтах рельсы, по которым ежедневно перевозили вагоны с эвакуированными и ранеными. Именно те, кто строил тогда еще ленинградскую подземку, в 1941 сооружали танковую переправу на «Невском пятачке», в 1942 году — железнодорожную часть знаменитой Дороги Жизни, а в 1943 — «Дорогу Победы» (железнодорожный путь Шлиссельбург — Поляны).

Строительство «Дороги победы» через Шлисстельберг
Строительство «Дороги победы» через Шлисстельберг

Источник: ГТРК Санкт‐Петербург

К концу войны — в 1944 году — метростроители занимались восстановлением дорог и станционных сооружений. Кроме того, были построены Карпатские тоннели в районе порта Каунас в Севастополе.

К концу войны было построено и восстановлено

Довоенные подземные выработки по решению Ивана Зубкова на время ВОВ затопили водой, которая своим противодавлением смогла надежно защитить тоннели от обрушения. Это позволило возобновить строительство ленинградской подземки в рекордные сроки — 3 сентября 1947 года метростроевцы вернулись к работе, чтобы запустить участок первой линии уже в 1955 году. С этого времени в истории петербургского метрополитена начался абсолютно новый период достижений, инноваций и передовых решений.

1950-е годы

В 1955 году 15 ноября появилась первая линия — Выборгско‑Кировская.

Строители запустили первую очередь ленинградского метро: станции «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская», «Площадь Восстания», «Чернышевская» и «Площадь Ленина». В 1957 году метростроители окончательно прошли первые два тоннеля под Невой.

Перерезание красной ленточки на Площади Восстания
Перерезание красной ленточки на Площади Восстания

Источник: Мир метро / Павел Маркин

1960‐е годы

В 1961 году появляется вторая линия. Московско‑Петроградская линия метро соединила юг города и Петроградскую сторону.

В 1967 году метростроители открывают зеленую ветку. Невско‐Василеостровская линия состояла из станций закрытого типа, прозванных «горизонтальным лифтом».

В эксплуатацию сданы станции: «Технологический институт‑2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила», «Парк Победы», «Площадь Мира» («Сенная»), «Невский проспект», «Горьковская», «Петроградская», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская» и «Площадь Александра Невского».

1970‐е годы

В 1970 году на строительных площадках зеленой линии впервые пройдены тоннели с тюбинговой железобетонной обделкой, обжатой в породу.

Сданы в эксплуатацию станции «Елизаровская», «Ломоносовская», «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая», «Гражданский проспект» и «Комсомольская» (теперь «Девяткино»).

Электросветовая схема на Технологическом Институте в 1973 году
Электросветовая схема на Технологическом Институте в 1973 году

Источник: Мир метро / Владимир Целик

1980-е годы

Сданы в эксплуатацию станции «Черная речка», «Пионерская», «Удельная», «Рыбацкое» и депо «Невское», «Площадь Александра Невского‐2», «Новочеркасская», «Ладожская», «Проспект Большевиков», «Улица Дыбенко», «Озерки» и «Проспект Просвещения».

1990-е

Сданы в эксплуатацию станции «Лиговский проспект», «Достоевская», «Садовая», «Спортивная», «Чкаловская», «Старая Деревня», «Крестовский Остров».

Впервые в практике петербургского метростроения все сооружения — и подземная станция, и ее наземный вестибюль — были выполнены в сборном железобетоне на станциях «Старая деревня» и «Крестовский остров».

Открытие станции «Спортивная» в газетной вырезке
Открытие станции «Спортивная» в газетной вырезке

Источник: Мир Метро

2000‐е годы

В 2009 году начинается первая в мире проходка эскалаторного тоннеля с применением щита на станции «Обводный канал».

Фрунзенско‑Приморская линия открывается в 2009 году. Так появилась пятая линия уже Петербургского метрополитена — фиолетовая.

Сдано в эксплуатацию электродепо «Выборгское» и станции «Комендантский проспект», «Парнас», «Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Спасская».

2010-е годы

В 2011 метростроители завершили строительство городской Дамбы (Комплекса защитных сооружений Санкт‑Петербурга от наводнений). 12 августа Владимир Путин торжественно открыл движение по автодорожному тоннелю КЗС.

Строительство городской Дамбы
Строительство городской Дамбы

Источник: Novostroy.su

В канун нового года, 27 декабря 2011 года открывается уникальная станция — «Адмиралтейская». Платформа была готова уже к 1997 году, но возникли трудности со строительством выхода на поверхность. «Адмиралтейская» оставалась «станцией‐призраком» больше 10 лет.

23 января 2014 года губернатор Санкт‑Петербурга Георгий Полтавченко дал старт проходке первого в России двухпутного тоннеля метрополитена, запустив тоннелепроходческий комплекс «Надежда».

В 2015 году заработал второй вестибюль станции «Спортивная», оснащенный новой технологией — траволаторами для перехода под Невой.

В 2016 — стадион «Санкт‑Петербург», который возводили метростроевцы, сдан в эксплуатацию.

Сданы в эксплуатацию станции «Адмиралтейская», «Бухарестская», «Международная». Завершилось строительство второй сцены Мариинского театра. Открыт для пассажиров второй вестибюль станции метро «Спортивная». Завершены работы по контракту ЛАЭС‑2 в Сосновом Бору.

2020‐е годы

АО «Метрострой Северной Столицы» создано в 2020 году Правительством Санкт‑Петербурга и Группой ВТБ. Решением Правительства Российской Федерации компания получила статус единственного исполнителя работ по проектированию, строительству и реконструкции метрополитена в Санкт‑Петербурге. Государственный контракт распространяется на 37 объектов. 

Компания стала преемником ОАО «Метрострой», которое испытывало серьезные финансовые трудности и в 2020 году было признано банкротом. МССС в сжатые сроки обеспечил трудоустройство более 3000 сотрудников ОАО «Метрострой», которые многие годы возводили метро в городе на Неве.

Первые результаты «МССС»

В 2022 году появился первый перегон новой линии. Шестой линией метро станет Красносельско‑Калининская линия — коричневая.

Первый важный этап работы новой компании — сбойка в перегонном тоннеле между станциями «Юго‑Западная» и «Путиловская» в январе 2022 года, спустя всего несколько месяцев после того, как коллектив ОАО «Метрострой» перешел в полном составе в новую компанию.

АО МССС работает над станцией
АО МССС работает над Путиловской станцией

Летом 2022 МССС завершил проходку станционного комплекса «Юго‑Западной».

В ноябре 2022 году компания начала реконструкцию действующей станции метро «Чернышевская».

«Надежда» — тестовый пуск

10 июня 2023 года состоялся тестовый пуск ТПМК «Надежда» — его дал лично губернатор Санкт‐Петербурга Александр Беглов. Знаменитый щит для прокладки двухпутных тоннелей продолжит Невско‐Василеостровскую или «зеленую» линию городского метрополитена в сторону будущих станций «Богатырская» и «Каменка». Примечательно, что именно «Надежда» была под землей Северной столицы в 2014 году — тогда начиналась последняя городская проходка.

Метростроители успешно справились с трудной и важной задачей: несмотря на санкции и сложности с поставкой необходимых комплектующих в рекордные сроки отремонтировали механизм. По плану ему предстоит преодолеть дистанцию в 4600 метров и установить 2555 колец тоннеля. 

Щит «Надежда» готовится к работе

В сторону «Каретной»

1 декабря 2023 года на Красносельско-Калининской линии метростроители в тестовом режиме запустили механизированный комплекс КТ-1 диаметром 5,6 м. в сторону будущей станции «Обводный канал-2» («Каретная»). В церемонии тестового пуска приняли участие губернатор Александр Беглов и вице-губернатор Николай Линченко. Аналогичный по техническим характеристикам щит также в тестовом режиме был запущен на участке параллельно первому 14 февраля 2024 года. 

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.